Христианская газета церкви "Свет жизни" г. Полтава

Газета 'Христианин'
Рубрики
Наша церковь
Молитва покаяния
Ссылки
Статистика
Баннеры
Асоціація Новомедіа Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Система Orphus

Первая волна реформации

Период монгольского владычества для земель Украины был не столь длительным, как для земель северо-восточной Руси.

Уже в начале XIV в. Литовское  княжество и Польша вступили в борьбу за Галицко-Волынские земли, закончившуюся разделом этих территорий между ними к 1349 г. Экспансия Литвы в дальнейшем продвигается дальше на юго-восток. В такой ситуации был неизбежен конфликт с монголо-татарскими ханами, и здесь не последнюю роль играло отношение самих украинских княжеств – Киевского, Чернигово-Северского и Переяславского. Они предпочли войти в состав Литовского княжества, поскольку условия положения в нем были гораздо более выгодными, чем монголо-татарское иго.

В 1357-1358 г.г. в состав ВКЛ (Великого княжества Литовского) вошла Чернигово-Северщина, в 1363 г. – Подолье, 1362-1363 г.г. – Киевское  и Переяславское княжество. Переход этих земель под власть Литвы сопровождался рядом сражений между литовско-русскими и монголо-татарскими войсками. В наиболее значительном из них – битве у Синих Вод в 1363г., войско Золотой орды потерпело сокрушительное поражение, и впоследствии монгольские ханы вынуждены были смириться с потерей важных территорий.

До конца XIV в. ВКЛ оставалось, выражаясь современным языком, своего рода федерацией земель-княжеств, в том числе украинских – Киевского, Чернигово-Северского, Переяславского и Подольского. Каждым княжеством правил удельный князь, правда, в данное время уже не из руськой династии Рюриковичей, а из литовской – Гедеминовичей. Крещенные по православному обряду, женившиеся на руських княжнах, приученные к традициям местного быта, эти правители не воспринимались как чужаки завоеватели, а наоборот – жили в добром согласии со знатью своих княжеств, которая целиком разделяла сепаратистские настроения своих правителей.

Свидетельством этого является чеканка собственной монеты в Киеве Владимиром Ольгердовичем, который титуловался “Божиею милостию князь Киевский”. Не обращал внимания на центральную власть в Вильно и Чернигово-Северский правитель Дмитрий-Корибут Ольгердович, проводя собственную внешнюю политику. В украинских княжествах разворачиваются масштабные фортификационные работы, инициированные правителями.

С приходом к власти литовских князей не произошло никаких изменений и в положении коренных жителей. Ведь остались в силе старые законы Киевской Руси и обычаи, подтвержденные в договорах Великого князя с местными землевладельцами и горожанами.

•  За воинами дружинниками были закреплены их родовые земли;

•  Как и раньше, в городах торговый и ремесленный люд жил в соответствии с правом городским руським;

•  Стремительно росло богатство и влияние православной церкви, которая обрела ревностных и щедрых покровителей в лице новообращенных язычников-литовцев.

После заключения в 1385г. Кревской династической унии (союза) между ВКЛ и Польшей, в Литве усиливается польское влияние и ослабевает руськое (украинское). Этому не смогли противостоять православные украинские князья.

Справедливости ради стоит отметить, что уния 1385 г. была непрочной, и ожидаемого слияния двух государств так и не получилось. Это, ослабив влияние украинского православия и сдержав наступление польского католицизма, обусловило на некоторое время обстановку религиозной терпимости, которая была использована в период Реформации.

Движение духовной и религиозной реформы, начатое Мартином Лютером в  1517 г. в соседней Германии, вскоре коснулось и украинских земель, находившихся в составе ВКЛ. В 1535 г. на западно-украинских землях появляются первые общины протестантов, в основном – кальвинистов. К концу XVI в. реформационное движение в литовском государстве представляло уже значительную силу и заметно подорвало влияние католической и, в некоторой степени, православной церквей. Большим достижением этого движения было законодательное закрепление принципа веротерпимости. Все это во второй половине XVI в. обусловило в ВКЛ благоприятную обстановку для протестантов. В этот период Литовское государство стало пристанищем евангельских доктрин со всего мира: кроме кальвинистов, распространение получили лютеране, унитарии (социниане), моравские братья и др. Среди магнатов, по словам М.Грушевского, “стало хорошим знаком покровительствовать протестантам, и по их примеру шла и шляхта.” Западно-украинские и белорусские земли покрылись достаточно густой сетью протестантских общин разных конфессий.

К сожалению, в этот первый период распространения, евангельские идеи принимались в основном среди верхних и средних слоев населения и не находили поддержки и понимания среди широких слоев народа. Поэтому, когда изменилась политика государства, протестантизм, как внезапно распространился, так и сник в первой половине XVII века, и только твердость нескольких магнатских фамилий, в частности Радзивиллов, которые не захотели отступить от евангелизма, спасла лютеранскую и пресвитерианскую конфессии от полного уничтожения. Для ошибочного, с точки зрения основных христианских доктрин, унитарианства этот период оказался финальным. В 1650 году члены этой конфессии были осуждены на изгнание, и их общины и учебные заведения ликвидированы.

Параллельно с наступлением католицизма отмечается определенное сближение православных и протестантов, которые оказались в схожем положении угнетенных конфессий. Лидер украинского православия К. Острожский и представители украинских протестантских церквей проводят встречи, консультации с целью совместной защиты своих прав. Случалось, что некоторые православные меценаты поручали евангелистам отвечать на атаки католических писателей на православную церковь.

После 1569 года Польша и Литва соединились в единое государство – Речь Посполитую, и доминирование польской культуры и религии на украинских землях становится все более и более ощутимо. Православные и протестанты выступают вместе против наступления католицизма, преимуществ католической иерархии и многочисленных ограничений и репрессий против диссидентов (не католиков). Все это время поддерживается согласие и перемирие между православными и евангельскими кругами перед лицом общего противника, фактически существует «политическое соглашение».

В 1599 году в Вильно состоялся собор, одной из целей которого было не только политическое, но и религиозное объединение. Увы, (а может быть, к счастью), в этом случае компромисса не получилось. Съезд лишь подтвердил формальный политический союз – «конфедерацию» – и избрал с обеих сторон евангелистов и православных «генеральных провизоров», для наблюдения за событиями и, при необходимости, мобилизации сил обоих лагерей для совместной акции

В целом, оценивая влияние Реформации на украинские земли, следует отметить, что евангельское движение не проявило тех мероприятий вокруг издания Священного Писания на народном языке, которые были наиболее сильной основой этого движения в других странах. Здесь следует отметить труд Франциска Скорины, который сделал перевод с Чешской Библии еще за несколько лет до начала Реформации на современном ему языке. В качестве последующих переводов можно привести «Пересопницкое Евангелие», созданное по примеру Скорины с помощью чешского текста в 1550-х на Волыни.

Картина была бы неполной, если бы мы не отметили перевод Нового завета на формирующийся тогда украинский язык в 1581 году. Его сделал унитарий Валентин Ногалевский, и поэтому сам перевод страдает доктринальными «неточностями». Работа эта так и осталась в рукописи и не была напечатана.

Евангельское движение оказало сильное влияние на православное общество. Достаточно сказать, что знаменитые православные братства были организованы под влиянием Реформации и в своей структуре подражали евангельским общинам.Можно не останавливаться на различных литературных заимствованиях православных у протестантов – например, тезис про папу-антихриста, популяризированный для будущих веков православными полемистами конца XVI века – это уже детали! Можно сказать, что энергия, смелость, интенсивность православного движения проявились в тесной связи с евангельским движением и также угасли на западно-украинских землях не без связи с упадком реформационного лагеря.

Подведем итог словами М.Грушевского: «Украинский корабль плыл под поднятыми парусами с ветром Реформации и спустил паруса, когда ветер стих и не стало ни смелых союзников, ни их вдохновляющих примеров!».

Александр Шульга, доктор служения

Copyright © «LOL.Poltava.ua» - 2008